Scroll Top

Москва все время находится в броуновском движении. Рано утром все отчаянно стремятся попасть на работу, днем кто-то едет на встречи или переговоры. Вечером все уставшие стремятся попасть быстрее домой к родным и близким. В этом мире скоростей редко кто обращает внимание на тех, кому жизнь дала тяжелое испытание в виде проблем с самостоятельным передвижением – пожилых, беременных и инвалидов.

До недавнего времени московское  метро было мало пригодно для лиц с ограниченными возможностями. В советское время такой проблемы официально не было, в 90-е проблема была, но уже не было средств на ее решение. Однако все плохое рано или поздно заканчивается. И вместе с масштабным применением новых технологий Московский метрополитен получил возможность решить проблемы доступности для лиц с ограниченными возможностями.

Вот уже полгода на Московском метрополитене действует Центр обеспечения мобильности пассажиров. В задачу центра входит помощь в сопровождении беременных, пожилых и инвалидов. Отличной формой сотрудников являются яркие желтые форменные жилеты. В настоящий момент они дежурят на 87 станциях метрополитена с 10 до 17 часов каждый день. Если человек беспокоится, что не сможет каким-то образом встретить таких сотрудников, то можно не волноваться. Центр предоставляет возможность заранее оформить заявку, и в обозначенное время вас встретят в нужном месте. Саму заявку можно оформить через Интернет или по телефону, после чего потребуется дать подтверждение не позднее чем за три часа до поездки. Стоит отметить, что помощь оказывается не только инвалидам и пенсионерам, но и беременным с багажом, а также мамам с колясками.

Но, как говорится, и в бочке меда найдется ложка дегтя. В настоящий момент большая часть станций метрополитена (170) не могут быть оборудованными специальными лифтами для инвалидов-колясочников. И, к сожалению, это не единственная проблема.

Как пояснил председатель Общероссийского общественного движения «Реформы – новый курс» Сергей Журавский, большую роль имеет отсутствие «электронных пандусов» на лестницах метрополитена. Сегодня в московском метро 57 станций обходятся без эскалаторов. Точнее, пандус есть и существуют даже специальные лифты, но не везде. А проблема заключается в том, что на уровень поездов доставить инвалида они не могут. Еще одна незадача возникает при работе сотрудников. Дело в том, что по правилам техники безопасности сотрудникам метрополитена запрещено нести колясочника на коляске по лестницам. В случае его падения вся ответственность будет лежать на них. И здесь, как полагает Сергей Журавский, необходимо еще раз пересмотреть существующие полномочия и правила. Существуют и легкие организационные просчеты. К примеру, на одной станции метро есть лифт, благодаря которому можно попасть к кассе. Но, чтобы он поехал вниз, необходимо с собой уже иметь билет на поездку в метро, который надо приложить к считывателю.

Однако, как сказал муниципальный депутат, генеральный директор благотворительного фонда «Московский благотворительный резерв» Михаил Бутримов, если человек может, хоть и с трудом, встать с коляски и сделать шаг на эскалатор или на лестницу вместе с поддержкой, то сотрудники центра будут помогать сколько угодно времени. Существует даже расписание для таких случаев: два сотрудника занимаются спуском коляски, а еще двое – помогают и поддерживают инвалида.

«Инициатива с помощью маломобильным группам граждан нужная, но помимо деятельности данного центра необходимы усилия самого метрополитена в поиске архитектурно-планировочных решений на станциях, где невозможно не то что современный подъемник организовать, но даже обычные полозья для колясок разместить, как например на ст. м. «Выхино» – крупнейшем в Москве транспортно-пересадочном узле. Для инвалидов-колясочников и молодых мам с колясками данная станция порой не то что испытание, а непреодолимый рубеж», – отметил Михаил Бутримов.

Но все же можно быть уверенными, что и это исправится. Московский метрополитен уже делает качественный шаг навстречу своим пассажирам и вместе с созданием интеллектуальной системы безопасности повышает уровень доступности для всех категорий граждан. Стоит отметить, что работа данного Центра уже  вызвала большой отклик в Интернете, где началось обсуждение того, как можно улучшить работу этой новой структуры и возможность привлечения добровольцев для помощи в передвижении по метро.